Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Перспективы развития конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
Международная конференция «Металлургия и грузоперевозки»
Москва, 13 ноября 2013 года

Презентация к докладу (pdf)

В последнее время произошла трансформация структуры перевозок черных металлов: с 2004-2012 гг. производство выросло на 16,6 млн тонн (+9,4%), при этом объем железнодорожных перевозок черных металлов сократился на 0,5 млн тонн (-0,4%). Таким образом, весь прирост производства черных металлов стал перевозиться автотранспортом.

Основными причинами выбора автоперевозок в ущерб железнодорожным являются – высокий уровень сервиса, более короткий срок доставки грузов, гибкая тарифная система, возможность доставки «от двери до двери». При этом автотранспорт сильно зависим от дорожных заторов, наносит гораздо больший ущерб окружающей среде, а содержание автодорожной инфраструктуры полностью находится на плечах государства.

Несмотря на все достоинства, автотранспорт не способен полностью заменить железнодорожный. Если в перевозках на расстояние до 1000 км преимуществом обладает автотранспорт, то зона перевозок от 1000 до 3000 км является зоной межвидовой конкуренции, более 3000 км – зоной превалирования железнодорожных перевозок.

К примеру, из Москвы в Вологду состав, груженный строительными лесоматериалами, будет идти 7 суток (540 км), в то время как фура преодолеет меньшее расстояние (480 км) значительно быстрее – 8-10 часов. Стоимость такой автомобильной перевозки сопоставима с железнодорожной – 1130 руб./т и 816,7 руб./т соответственно. Железнодорожная перевозка этого же груза из Москвы в Новосибирск будет более чем в 3,5 раза дешевле автомобильной, хотя и займет 12 суток, в то время как автомобильная – 3,6 суток.

Если судить по базовому сценарию транспортной стратегии РФ до 2030 года, то выбор государства в пользу развития автотранспорта уже сделан. В частности, новых автодорог федерального значения планируется построить в 5,4 раза больше, чем железных, а также выделить автотранспорту в 5,3 раза больше государственных средств.

Столь неравномерное распределение государственных преференций может привести (по «базовому» варианту Транспортной стратегии РФ до 2030 г.) к:  

Подводя итог, можно отметить, что ориентация государства на поддержку автотранспорта в ущерб железнодорожному и водному может привести к значительному росту расходов грузовладельцев и увеличению нагрузки на автодорожную сеть.