Исследовательская деятельность

Электроэнергетика / Доклады

Цифровизация электроэнергетики требует перехода на стимулирующее регулирование

20 апреля 2018 года в рамках организованного Комитетом Совета Федерации по экономической политике круглого стола «Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике» генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян выступил с докладом «Цифровизация электроэнергетики требует перехода на стимулирующее регулирование». Ниже приводится адаптированная стенограмма его выступления.

В настоящее время развитые страны достигли большего прогресса в сфере цифровизации электроэнергетики. Например, что касается одного из аспектов цифровизации — внедрения интеллектуальных приборов учёта — в Евросоюзе ими оснащено 40% потребителей, в США — 47%, а в некоторых штатах эта доля превышает 80%.

При этом цифровизация электросетей требует значительных финансовых и временных затрат. Так, первые шаги по внедрению цифровых технологий в Европе и США потребовали инвестиций в размере миллиардов долларов. В Евросоюзе уже реализовано более 600 проектов интеллектуальных сетей суммарной стоимостью более 2,8 млрд. евро, в США с 2009 года реализуется программа по софинансированию проектов Smart Grid объёмом 8 млрд долл. Что касается России, то потребность в инвестициях для цифровизации электросетевого комплекса оценивается по-разному: Минэнерго России заявляет о необходимости 2-4 трлн рублей, ПАО «Россети» оценивает проект в 1,3 трлн рублей, экстраполяция затрат на проект «Янтарьэнерго» по оснащению цифровым оборудованием двух районов электросетей позволяет делать оценку в 1 трлн рублей. Сроки окупаемости составят от 8 до 14 лет.

В текущих условиях у электросетевых компаний существует три возможных источника финансирования: государственное финансирование (бюджет и ФНБ), тарифная выручка и заёмные средства. Чтобы получить финансирование из госсредств, необходимо конкурировать с другими статьями расходов бюджета и государственными проектами. К настоящему времени на развитие интеллектуальных сетей из ФНБ было выделено всего 1,1 миллиарда рублей, а получение дополнительного бюджетного финансирования связано с необходимостью "конкуренции" с другими статьями расходов и проектами. Использование тарифной выручки для инвестиций в проект цифровизации также проблематично, так как в последние годы темпы роста цен на электроэнергию регуляторы стремятся ограничивать, поскольку тарифы электроэнергетиков уже создают существенную нагрузку на экономику. Дополнительно, в ближайшие годы уже ожидается рост затрат в сегменте генерации в связи с планами по модернизации ТЭС, развитию ВИЭ, строительству новых блоков АЭС и мусоросжигательных заводов.

В указанных условиях заемные средства выглядят как наиболее возможный источник финансирования проекта цифровизации. Способствует ориентации на данный источник и относительно невысокий уровень закредитованности электросетевых компаний в России. Однако возврат займов в текущих регуляторных условиях также предусмотрен за счёт тарифной выручки. Следовательно, возникает потребность в модернизации тарифного регулирования.

С нашей точки зрения, для обеспечения реализации подобных проектов тарифное регулирование должно базироваться на принципах долгосрочности и стимулирования повышения эффективности. Формально в электросетевом комплексе России действует долгосрочное тарифное регулирование: параметры регулирования вводятся на 5 лет, в 2/3 регионов России МРСК регулируются с помощью методики RAB, в рамках которой учитывается показатель эффективности подконтрольных расходов. Однако фактически тарифные решения регулярно пересматриваются в сторону повышения или понижения. Имеется опыт радикального пересмотра условий индексации тарифов – изменения параметров RAB и отмены этого вида регулирования в части регионов в 2012 году. Кроме того, в течение пятилетнего период регулирования невозможно полностью окупить проект по цифровизации электросетей.

Важным шагом на пути модернизации тарифного регулирования выступает разработанный ФАС России проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», который сейчас проходит стадию публичного обсуждения, который предусматривает ряд полезных изменений. Так, законопроектом вводится понятие регуляторного контракта, который заключается между субъектом РФ и регулируемой компанией на срок не менее 5 лет и предусматривает чёткие обязательства регулятора и бизнеса. Также предполагается запрет снижения НВВ регулируемой организации в случае обеспечения экономии за счёт сокращения операционных (подконтрольных) расходов в рамках метода доходности инвестированного капитала. Но при этом вводимые документом понятия "регуляторный контракт" и "стимулирующее регулирование" описаны чрезмерно кратко. Остаётся неясным, допустимо ли сохранение экономии у регулируемых организаций в рамках других методов тарифного регулирования? Также регуляторный контракт может включать обязательства региональных властей, что фактически означает появление аналога механизма ГЧП, но не согласованного с соответствующей нормативно-правовой базой.

Законопроект может стать надёжной базой для долгосрочного и стимулирующего тарифного регулирования, но его текущий вариант требует серьезной доработки. По мнению ИПЕМ, для обеспечения цифровизации электросетевого комплекса система регулирования должна быть дополнена следующими возможностями:

  1. Установление параметров тарифного регулирования на срок свыше 5 лет.
  2. Заключение регуляторных соглашений между сетевыми компаниями и региональными властями.
  3. Осуществление частным бизнесом совместно с государством и сетевыми компаниями развитие электросетевой инфраструктуры на условиях ГЧП.
  4. Сохранение части средств, полученных в результате повышения эффективности, для использования на инвестиционные нужды.

В заключение отмечу, что проект цифровизации электросетевого комплекса также возвращает нас к вопросу о том, что есть естественные монополии - бизнес или "собес"? Эффект масштаба естественной монополии позволяет минимизировать затраты на цифровизацию электросетевого комплекса, поэтому регулятору необходимо создавать экономические стимулы для реализации таких проектов.

Дополнительно:


Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Также по теме: