Исследовательская деятельность

Машиностроение / Работы

Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года

Энергетическое машиностроение является высокотехнологичной отраслью машиностроительного комплекса, создающей оборудование для преобразования энергии органического и неорганического (ядерного) топлива, гидроэнергии и энергии нетрадиционных источников в тепло или в механическую энергию для получения электроэнергии и передачи ее потребителям. Развитие этого сегмента промышленности определяет уровень национальной энергетической безопасности страны.

Принимая во внимание важность энергетического машиностроения, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, по заказу Минпромторга России, Институтом проблем естественных монополий была разработана Стратегия развития энергомашиностроения Российской Федерации на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года. Стратегия Утверждена Приказом Минпромторга России № 206 от 22 февраля 2011 года.

Описание Стратегии

Разработанный документ – это государственная стратегия и план мероприятий по ее реализации, направленные на создание условий для развития отрасли, призванных обеспечить соответствие возможностей российского энергомашиностроения запросам внутреннего и внешних рынков.

В рамках работы был проведен анализ состояния и основных проблем отечественного энергетического машиностроения, его структуры и производственного потенциала, финансового состояния и места на мировом рынке, выявлены угрозы со стороны глобальных конкурентов. Проведен анализ потребностей российской энергетики в энергетическом оборудовании и определены возможности и перспективы российского энергомаша в случае реализации целевого сценария Стратегии.

При разработке Стратегии, аналитиками ИПЕМ, в сотрудничестве с производителями и потребителями энергетического оборудования, была выявлена системная проблема отрасли, определены её ключевые составляющие и намечены пути их преодоления.

Системная проблема энергетического машиностроения, решение которой и является целью данной стратегии, сформулирована как разомкнутость цикла инновационного развития отрасли, включающего: научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям с возвратом средств в отрасль, в том числе в научные разработки.

В настоящее время этот цикл, по ряду причин, разомкнут, причем основной из них является резкое сокращение взаимодействия предприятий электроэнергетики и энергомашиностроения в части постановки целевых ориентиров развития отрасли, создания нового энергетического оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе, а также недостаточный уровень государственной поддержки отрасли, включая участие в софинансировании приоритетных проектов.

В Стратегии рассмотрены три сценария развития отрасли, отличающиеся методами и уровнем ее поддержки государством:

• Эволюционный сценарий, предполагающий сохранение существующий ситуации, и предлагающий развивать отрасль путем вливания финансовых ресурсов для внедрения новейших технологий.

• Инвестиционный сценарий, при котором предполагается формирование четко определенных центров компетенции на базе предприятий энергетического машиностроения и развитие их научно-технологической базы за счет инвестиций.

• Партнерский сценарий предполагает развитие механизмов государственно-частного партнерства в части разработки и передачи инновационных технологий энергомашиностроения в электроэнергетику, привлечение электроэнергетических компаний, а также новых инвесторов, в том числе частного бизнеса, к участию в реализации инвестиционных проектов в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.

Несмотря на наличие у всех рассмотренных сценариев как минусов, так и плюсов, предпочтение отдано партнерскому, как наиболее способствующему инновационному развитию отрасли. Для обеспечения развития энергетического машиностроения темпами адекватными запросам внутренних и внешних потребителей необходимо устранить, максимально сократить, либо сгладить основные составляющие системной проблемы.

На основании результатов проведенного анализа, а также по итогам многочисленных консультаций, как с основными производителями, так и с главными потребителями энергетического оборудования был разработан комплекс взаимосвязанных мероприятий, скоординированная реализация которых позволит решить поставленные задачи и достичь сформированных целевых индикаторов.

Финансирование Стратегии

По оценкам Минпромторга России, прогнозный объем финансирования мероприятий Стратегии за период до 2020 года в ценах соответствующих лет за счет всех источников финансирования оценивается в размере 157,37 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 22,33 млрд. рублей и внебюджетных источников - 135,04 млрд. рублей, на период 2021-2030 гг. – 155 млрд. рублей, в том числе 15,6 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета и 139,4 млрд. руб. за счет внебюджетных источников.

Согласованность стратегии

Перед утверждением в Министерстве промышленности и торговли РФ проект Стратегии прошел обсуждение на заседаниях следующих организаций и объединений:

• Комитет по энергетическому машиностроению Союза машиностроителей России;

• НП «Совет производителей энергии»;

• Подкомитет по энергетическому машиностроению Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей.

Предполагаемые результаты реализации Стратегии

Российское энергетическое машиностроение в результате реализации Стратегии должно достичь следующих показателей:

• постепенное снижение и поддержание на уровне не более 10-15% доли проектов энергоблоков с использованием зарубежного основного энергетического оборудования;

• значительный рост экспорта энергетического оборудования российского производства к 2030 году – до 15% от мирового рынка энергомашиностроительной продукции;

• освоение ряда ключевых технологий и тем самым ликвидировать отставание от мирового уровня;

• обеспечение снижения износа основных фондов в отрасли;

• обеспечение создания системы подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения создания высокотехнологичного инновационного оборудования энергетического машиностроения.

Всего в период 2010-2020 гг. на базе предприятий-разработчиков, изготовителей, предприятий электроэнергетики, потребителей продукции энергетического машиностроения и инвесторов предполагается создание не менее пяти консорциумов, целью которых является комплексное решение всех организационных, технических и финансовых вопросов, реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям развития энергетического машиностроения.

Полный текст «Стратегия развития энергомашиностроения РФ на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 г.» (pdf)

Приложение 1 (pdf)

Приложение 2 (pdf)