Публикации - Железнодорожный транспорт

Владимир Савчук: Долгосрочные тарифы: долго - не значит дорого

Переход железнодорожной отрасли на пятилетние тарифы по мере продвижения к ожидаемому ориентиру вызывает все больше опасений относительно возникающих при этом рисков. Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук уверен, что риски действительно присутствуют, но оснований для паники нет.

Владимир Борисович, все чаще приходится слышать, что рост тарифов на том уровне, который сейчас предполагается, может иметь крайне негативные последствия. В частности, возникает опасность усиленного оттока грузов с железной дороги на другие виды транспорта из-за увеличения ценового давления. Разделяете ли Вы эти опасения?

Введение долгосрочного тарифного регулирования в размере «инфляция ± 1%» не несет рисков для грузовладельцев, так как тарифным регулятором предусмотрен механизм перехода на иной способ регулирования в случае развития негативных трендов в экономике и на железнодорожном транспорте. Поскольку размер индексации RAB-регулирования на железной дороге кардинально отличается от аналогичного регулирования в электроэнергетике, где тарифы на передачу электроэнергии Федеральной сетевой компанией в течение 3 лет увеличивались на 30–50% ежегодно, потребители получат долгосрочную и гарантированную тарифную политику с приемлемым уровнем индексации.

То есть оттока грузов опасаться не следует?

Имеющиеся перекосы в существующей тарифной системе RAB-регулирования не устранить. Для дорогих грузов все чаще становится экономически целесообразным использование ранее непривлекательных видов транспорта. В результате роста доли низкодоходных грузов источники перекрестного субсидирования внутри отрасли постоянно сокращаются. Поэтому даже привязку к экспортным ценам и прочим экономическим индикаторам (как предлагалось в ходе обсуждения на предварительном этапе) целесообразно выполнять для тарифной системы, для которой такие действия не будут увеличивать перекосы. Динамика индексов цен на внешних рынках значительно варьируется по товарным позициям.

Обеспечит ли смена тарифной модели привлечение финансовых ресурсов в необходимом для развития инфраструктуры объеме?

Очевидно, что ограниченность индексации параметрами инфляции (что, кстати, соизмеримо с действующими до сегодняшнего дня принципами индексации тарифов) не позволит привлечь значительные инвестиционные средства в отрасль. Решение ряда проблем и инвестиционных проектов профинансируют, однако полностью отказаться от бюджетных средств, как в электроэнергетике, не получится. Либо необходимо будет откладывать инвестпроекты на более поздние сроки.

Нередко приходится слышать, что мировая конъюнктура складывается неблагоприятно для российских компаний и, возможно, новации в тарифной политике следует отложить до лучших времен. Насколько, по Вашему мнению, уместны такие предложения?

Полагаю, что разработанные нормативные акты готовы для проведения эксперимента в качестве пилотного на ближайшие 5 лет. Предусмотренные механизмы коррекции долгосрочной индексации тарифов минимизируют риски, прежде всего для пользователей услуг.

Беседовал Дмитрий Ханцевич

Портал РЖД-Партнер

14 августа 2013 года