Публикации - Железнодорожный транспорт

Инвестиции в угольные мощности обнулили провозные возможности железных дорог

Как пишут «Морские вести России», спрос на уголь в этом году в Азии и Европе бьет рекорды. И хотя Россия на втором месте в мире после США по разведанным запасам угля, удовлетворить ажиотажный спрос на уголь на Евразийском континенте для нее оказалось сложной задачей из-за недостаточной пропускной способности железных дорог. Морские порты, чья загруженность во многом зависит от возможностей подходных путей, давно поднимали эту проблему: по сути, от того, как будут развиваться сухопутные дороги, будет зависеть и развитие морских портов. Возросшие в текущем году объемы отгрузки экспортного угля обострили проблему дисбаланса в развитии портов и железных дорог.

«На фоне отказа Европы от использования угля в пользу альтернативных источников энергии происходит переориентация отечественных угольщиков с Запада на Восток. Тенденция сохраняется и в текущем году. Так, по данным ФТС России, за 8 месяцев 2021 года экспорт угля в Германию по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократился в 3,2 раза, до 4,4 млн тонн, в Польшу - на 24,9%, до 5,4 млн тонн. За этот же период экспорт угля в Китай вырос на 59,9%, до 34,4 млн тонн», - говорит эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгий Димов.

Удовлетворить высокий спрос на уголь на Западе и Востоке можно только при условии достаточных пропускных способностей российских железных дорог. Но, как известно, сегодня их критически не хватает. И получается, что сделать это можно, лишь отказавшись от перевозки других товаров. Попытка решить проблему увеличения объемов экспортных отправок угля административными методами не увенчалась успехом, а породила ряд других проблем, приведших к логистическому коллапсу на Дальнем Востоке.

«Увеличение отправок угля на фоне высоких мировых цен происходит во все порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока России. Основное увеличение отправок наблюдается в порты Юга. В направлении Дальнего Востока на фоне инфраструктурных ограничений погрузка за 9 месяцев выросла только на 2,8%. В целом по итогам трех кварталов 2021 года уголь стал основным драйвером роста объемов грузооборота в российских портах», - констатирует Г. Димов из ИПЕМ.

Продолжительная благоприятная конъюнктура спроса на уголь стимулирует российские угольные и стивидорные компании на инвестиции в развитие морских перегрузочных мощностей. Масштабные проекты по модернизации и строительству специализированных угольных терминалов реализуются не только на Дальнем Востоке. «На Юге планируется увеличение перевалочных мощностей порта Тамань до 80 млн тонн. По итогам трех кварталов 2021 года доля угля в общем объеме перевалки порта превысила 60%. Увеличение портовых мощностей также будет происходить на Северо-Западе. Например, к 2024 году начнет осуществлять деятельность угольный терминал «Лавна» с планируемыми объемами перевалки в 18,6 млн тонн», - перечисляет Г. Димов.

Некоторые эксперты считают, что после 2025 года высок риск падения спроса на уголь. По оценке МЭА, мировое энергопотребление к 2030 году вырастет на 21%, а угольная генерация сократится на 5,6%. В случае реализации энергоперехода мировое энергопотребление к 2030 году вырастет на 17%, а угольная генерация сократится на 50%. Так, ранее Германия запланировала вывод из эксплуатации угольной генерации к 2038 году, Испания в 2022 году закроет 7 из 15 угольных электростанций, а Япония до 2030 года закроет 100 из 140 электростанций, работающих на угле, а введет 14. Исключение - Китай, где энергопотребление к 2030 году вырастет на 30%, а угольная генерация - на 5,6%. В целом сокращение угольной генерации объяснимо: растет ее стоимость из-за углеродного налога, альтернативные источники энергии становятся доступнее, сглаживание пиков возможно за счет использования атомной энергии и СПГ, которые будут активно применяться в электроэнергетике. Таким образом, с одной стороны, строительство и модернизация угольных терминалов в российских портах помогут удовлетворить растущие потребнос-ти по сбыту угля и получить высокие прибыли. С другой стороны, пройдет совсем немного времени и инвесторам придется думать, как адаптировать эти терминалы под другие грузы.

«На текущем этапе высокий уровень цен на уголь и желание угольных предприятий реализовать максимальный объем продукции в имеющихся рыночных условиях вынудили российские порты подстроиться под существующие реалии. Однако конъюнктура мирового рынка угля может измениться, а российские порты, в частности порты Юга и Северо-Запада, столкнуться с проблемой загрузки мощностей», - обращает внимание Г. Димов.

Полный текст публикации Инвестиции в угольные мощности обнулили провозные возможности железных дорог читайте в «Морских вестях России»по ссылке.

 

 

«Морские вести России»,

28 декабря, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: