Публикации - Железнодорожный транспорт

Рост вывоза угля в страны АТР по железной дороге: что для этого необходимо?

Существенный рост объемов перевозок углей из Кузбасса требует либо перераспределения пропускной способности ж/д сети от части грузовладельцев в пользу грузовой базы региона, либо поиск дополнительных технологических резервов на инфраструктуре для перевозок углей и роста общего объема перевозок свыше 180 млн т. Мнение заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, опубликовано на сайте «РЖД-Партнер»:

«Первоначально проект развития Восточного полигона оценивался на сумму свыше 1 трлн руб. инвестиций под требуемые грузовладельцами объемы перевозок. В дальнейшем был согласован первый этап на сумму 563 млрд руб. Также дополнительно согласовывали объемы перевозок при принятии решения о начале второго этапа развития Восточного полигона. При этом на втором этапе грузоотправители «выдали» заявок на +170 млн т, а правительство согласовало меньший объем перевозок. Поэтому очевидна высокая востребованность дальнейшего развития Восточного полигона сверх объемов второго этапа.

Отдельным вопросом как при рассмотрении проектов первого и второго этапов развития, так и при дальнейшем инвестировании в Восточный полигон является дефицит источников возврата инвестиций. Если для выполнения инвестиционного проекта можно занять средства на рынке, то из каких источников их возвращать – неясно, так как в тарифе инвестиционной составляющей нет, и в сложный экономический период его введение вряд ли целесообразно. Доходов от перевозок для возврата инвестиций также недостаточно.

Осложняет вопрос возврата инвестиций и то, что в инвестиционной программе ОАО «РЖД» значительная доля проектов приходится на пассажирское движение, доходы от которого не позволяют возвращать инвестиции в него.

Очевидно, что одним из бенефициаров развития Восточного полигона и роста перевозок является федеральный бюджет, доходы которого будут увеличиваться. Таким образом, для экономически значимой части инвестиций в развитие магистральной железнодорожной инфраструктуры целесообразно использовать инструменты государственного финансирования. В зарубежных странах доля государства в железнодорожных проектах составляет от 20–30% до 100%. Это позволяет не нагружать тарифы на перевозки инвестиционной нагрузкой.

Подготовка детального плана мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке в рамках реализации проекта не позволит каждому отдельному грузоотправителю понять, какой объем груза у него примут к перевозке, так как инфраструктура даже после реализации проекта останется дефицитной. На этот вопрос смогут ответить заключаемые договоры о перевозках на 3 года, в которых будет зафиксирован объем принимаемых ОАО «РЖД» грузов к перевозкам. А детальный план мероприятий – это, скорее, инструмент администрирования и сохранения темпов реализации инвестиционного проекта.

В вопросе планирования роста объема вывоза углей из Кузбасса в направлении Дальнего Востока есть «исторический аспект». Планы развития Восточного полигона первоначально в 2014 году не предполагали существенного роста объемов перевозок углей из Кузбасса до 68 млн т. Соответственно, при реализации таких планов необходимо либо перераспределение пропускной способности от части грузовладельцев в пользу Кузбасса, либо, что вероятнее, поиск дополнительных технологических резервов для перевозок углей из Кузбасса и роста общего объема перевозок свыше 180 млн т. Вероятность наступления второго сценария выше».

 

заместитель генерального директора ИПЕМ

Владимир Савчук, 

«РЖД-Партнер»,
23 марта, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: