Публикации - Межотраслевые исследования

Тарифы на тепло: необходимо учитывать возможности населения

Замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев в интервью газете «Аргументы и факты» рассказал о перспективах роста тарифов на ЖКУ для населения и новом методе расчета тарифов на тепло по методу «альтернативной котельной».

15% зарплаты на "коммуналку" - это предел

- Александр Владимирович, ваш институт недавно провел исследование на тему расходов на жилищно-коммунальные услуги. Что получилось?

- Мы считали долю расходов типичных домохозяйств в 15 городах-миллионниках. Учитывали траты семьи на все без исключения ЖКУ: коммунальные ресурсы, содержание и текущий ремонт жилья, капремонт. Оказалось, что минимальная нагрузка на семейные бюджеты (7-10% от доходов) характерна для Москвы, Санкт-Петербурга и Казани за счет довольно высоких заработков населения. А больше всего такую нагрузку (13-16%) испытывают жители Челябинска, Ростова-на-Дону и Волгограда. Вообще доля расходов на ЖКУ в районе 15% считается критической.

 

(увеличить)

- Что это значит?

- Расходы на жилищно-коммунальные услуги не должны превышать 15% доходов семьи. Сверх этого уровня начинает возрастать риск массовых неплатежей, а ужесточение мер по повышению собираемости платежей не дает результатов.

- "АиФ" изучал рост тарифов с 1 июля 2018 г. - большинство муниципалитетов превысило предельные индексы, установленные федеральным законом. А что произошло в городах-миллионниках?

- Предельные индексы платы, установленные по регионам, в 2018 г. фактически были превышены в 7 городах из 15 (в прошлом году таких было 8). Однако закон это предусматривает. К примеру, вот что происходило в последние годы в Волгограде, где доля расходов на ЖКУ оказалась самой высокой. С целью довести тарифы до экономически обоснованного уровня индекс платы систематически повышался в соответствии с постановлениями губернатора. В 2015 г. - до 15,26% (при базовом уровне индекса 8,8%), в 2016 г. - до 6,6% (4,3%), в 2017 г. - до 9,8% (4,2%). Некоторые жители в прошлом году обжаловали решение губернатора в суде, но все инстанции вплоть до коллегии Верховного суда РФ не нашли оснований для отмены решения. Коллегия отметила: губернатор региона имеет право повышать индексы платы сверх значения, утвержденного Правительством РФ, по просьбе представительного органа муниципального образования.

- Зачем тогда нужны все эти индексы, если тарифы у нас все равно без тормозов?

- Есть у предельных индексов недостатки. Но они совсем не бесполезны. Все-таки утверждаемые на федеральном уровне индексы платы представляют собой ориентир, нарушение которого учитывается при оценке работы региональных властей со стороны центра. Если бы их не было, тарифы точно были бы без тормозов.

Чем грозит эксперимент энергетиков?

- В этом году вступили в силу поправки в закон "О теплоснабжении", главная из которых - новая схема расчетов тарифов на тепло по методу "альтернативной котельной". В чем суть изменений?

- Предполагается, что новая методика расчета поможет решить серьезную проблему, существующую в теплоснабжении, - высокую изношенность сетей. Чтобы их заменить, нужны инвестиции, а инвестора надо чем-то привлечь. Никто не собирается в реальности возводить новую котельную.

"Альтернативная котельная" - это некая расчетная величина, которая показывает, сколько стоит построить локальную котельную для подачи тепла в окружающие дома и какой для этого нужен тариф. Авторы "альткотельной" утверждают, что тепло в некоторых муниципалитетах, где его цена сейчас завышена, даже подешевеет.

Возможно, это произойдет в единичных городах (наши расчеты показали, что так может быть в Санкт-Петербурге), но большинство все-таки ждет повышение тарифа.

Используя калькулятор на сайте Минэнерго России, мы рассчитали, как изменится тариф в 19 городах, которые выразили желание стать пилотными. Результат: везде участие в эксперименте может привести к росту тарифа. Причем в 11 городах он может быть существенным - от 20 до 84% (см. таблицу слева). Для доведения текущего тарифа до уровня "альткотельной" должен быть переходный период в 5 лет, и в эти годы он еще будет ежегодно индексироваться (например, в связи с ростом цен на газ). Если взять в качестве примера Красноярск и предположить, что будет реализован 5-летний переходный период, а ежегодная индексация тарифа "альткотельной" не будет больше 4%, тарифы на тепло за это время вырастут не на 68%, а больше, чем в 2 раза. Иначе говоря, ежегодно в течение 5 лет тарифы будут увеличиваться на 15,35%.

(увеличить)

Надеюсь, перед тем как начнется реализация "альnкотельной" в стране, федеральные органы власти обратят внимание на возможное увеличение тарифов. Повышение должно быть сбалансированным. Взрывной рост тарифов плохо закончится не только для населения, но и для теплоснабжающих компаний. Из-за социального недовольства местные власти могут пойти на попятную и ограничить тарифы, а инвестор, который рассчитывал на определенную прибыль и взял кредиты, понесет ущерб, окажется на грани банкротства.

- Минэкономразвития России предлагает поднять тарифы с 1 января на 1,7%, но в целом по году ограничиться 4%. Минэнерго же выступает за то, чтобы с нового года увеличить на 1,7%, а с 1 июля еще на 4%. Что же будет с тарифами?

- Тарифы всегда будут расти. И задача регулирующих органов сделать так, чтобы этот рост был ограничен, чтобы учитывались интересы населения и нагрузка по оплате ЖКУ не превышала темпы роста доходов людей. Чтобы инвесторам давались честные сигналы, что никаких сверхприбылей не будет, но в целом это надежный и крепкий бизнес. Меньше прибыль - меньше риски. Если на население не давить и не превышать долю расходов семей на жилищно-коммунальные услуги в 15%, оно будет исправно платить по счетам.

Беседовала Татьяна Богданова
Аргументы и факты,
12 сентября, 2018


Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: