Публикации - Машиностроение

Локомотивам удался маневр

Генеральный директор ИПЕМ Юрия Саакян прокомментировал для газеты "Коммерсант" возможное выведение старых маневровых локомотивов  из-под действия положений техрегламента Таможенного союза, запрещающего эксплуатировать их без модернизации. При этом, по оценкам ИПЕМ, запрет продления срока службы маневровых локомотивов на путях необщего пользования мог загрузить локомотивостроительные предприятия РФ на 120 млрд руб. на ближайшие пять лет.

Как выяснил “Ъ”, вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу, Минпромторгу и Минэкономики оперативно рассмотреть предложения по выведению промышленных локомотивов из-под действия техрегламента Таможенного союза, запрещающего продление срока службы локомотивов без дорогостоящей модернизации (копия письма от 6 октября есть у “Ъ”). Запрет должен был вступить в силу в августе, в июле правительство РФ поддержало решение ЕЭК о сдвиге сроков на 2 августа 2018 года.

Выведение из-под запрета локомотивов, работающих на путях необщего пользования (например, ветках, ведущих к промпредприятиям), велось давно. Еще в июне Аркадий Дворкович поручил Минтрансу, Минпромторгу и Ространснадзору к 15 декабря подготовить соответствующие предложения. Как пояснили “Ъ” в аппарате вице-премьера, ведомства должны учесть целесообразность формирования системы оценки количества и качества локомотивов, увязки с грузопотоками и вопросами отдельных грузоотправителей, по итогам будет принято решение.

Как пояснили “Ъ” в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ), запрет продления срока службы маневровых локомотивов на путях необщего пользования мог бы создать рынок объемом в 120 млрд руб. на ближайшие пять лет. По оценкам ИПЕМ, промпредприятия эксплуатируют более 9,5 тыс. таких локомотивов, из которых 39% старше 35 лет (они попали бы под запрет). Но, как писал господину Дворковичу 28 сентября глава РСПП Александр Шохин (копия письма есть у “Ъ”), механизм поддержки локомотивостроителей «путем распространения чрезмерных требований техрегламента на промышленные локомотивы носит принудительный характер». Промышленные локомотивы и локомотивы ОАО РЖД используются в разных условиях, подчеркнул господин Шохин. По мнению главы РСПП, такие меры поддержки локомотивостроителей (через субсидирование покупателей) «несут риски инициирования расследования по субсидированию экспорта против российских промпредприятий» и чреваты заградительными пошлинами. Поэтому РСПП просил правительство поддержать вывод промышленных локомотивов из-под действия техрегламента и усовершенствовать механизмы поддержки локомотивостроителей.

В Минтрансе и Минэкономики сообщили “Ъ”, что вопрос прорабатывается. Источник на рынке слышал, что Минтранс может поддержать исключение промышленных локомотивов из-под действия техрегламента. В Минпромторге комментариев не дали.

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) “Ъ” напомнили, что все изменения и дополнения к техрегламенту, принятому еще в 2011 году, регулярно обсуждались с бизнес-сообществом всех пяти стран союза. «Не совсем понятно, почему они стали педалировать тему чрезмерности затрат на модернизацию тягового состава именно сейчас»,— говорят в ЕЭК. Тем не менее правительства стран, входящих в ЕАЭС, одобрили предложение о вынесении, в частности, маневровых локомотивов из-под действия ряда положений техрегламента. Как сообщил “Ъ” российский чиновник, все страны—участники ЕАЭС поддерживают выведение промышленных локомотивов, так как «у них другая ситуация в транспортном машиностроении и вопрос для них не столь актуален».

Запрет продления, говорит гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян, с одной стороны, будет способствовать повышению безопасности работы железнодорожного транспорта и обеспечит спрос для российских предприятий, «с другой — это дополнительная нагрузка на предприятия и, следовательно, на экономику в целом». По мнению эксперта, компромиссным решением может стать включение дифференцированных требований по модернизации маневровой техники в существующий регламент.

Коммерсант

13 октября, 2017

Также по теме: