Публикации - Электроэнергетика

Населению предложат заплатить за строительство АЭС

В РФ развернулась подковерная борьба за ускоренное повышение тарифов на электроэнергию

Для оживления экономики нужно на 2 года заморозить тарифы, советуют предприниматели, которые видят в монопольных ценах 25%-й "жирок". У правительства Дмитрия Медведева другой ориентир: тарифы в ближайшие три года индексируются по инфляции. А у энергетиков свои аппетиты: они требуют повышать цены на электричество выше инфляции. Обоснование этого запроса представило вчера Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).

Минэкономразвития (МЭР) предлагает индексировать тарифы естественных монополий на 2018-2020 годы в рамках прогноза на 2017-2019 годы, сообщил журналистам замглавы ведомства Николай Подгузов.

"Тарифы на 2017 год установлены. Сделано предложение в рамках прогноза на 2017-2019 годы на три года. Сейчас начинается процесс предоставления прогноза на 2018-2020 годы. Мы там тоже сделали свои тарифные предложения - в ряде случаев на уровне инфляции, в ряде случаев чуть ниже инфляции", - заявил Подгузов.

Его коллега, директор департамента госрегулирования тарифов Минэкономразвития Ярослав Мандрон уточнил, что планы индексации тарифов на услуги естественных монополий пока сохраняются на ранее утвержденных уровнях. По его словам, в сценарные условия прогноза социально экономического развития на 2018-2020 годы заложен уровень индексации тарифов, который предлагался еще в прошлом году, и Минэкономразвития будет настаивать на сохранении этих цифр. Индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей (то есть и для промышленности, и для населения) планируется в 2017 году на уровне 3,9%, в 2018 году - 3,4%, в 2019 году - 3,1%, в 2020-м - на 3% в год. Индексация тарифов на грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки в период 2018-2020 годов (они индексируются с 1 января) запланирована на уровне 4%.

Радостная новость для населения - об оплате теплоснабжения и водоснабжения: если раньше тарифы на каждый из них планировалось повышать на 4% в год, то теперь предлагается с 2017 по 2020 год совокупный рост удержать в рамках 4% в год.

Не такие радужные перспективы с ростом тарифов на электроэнергию. Минэкономразвития предлагает разрубить гордиев узел так называемого перекрестного субсидирования.

"Долгое время тарифы для промышленности делались более высокими, для населения - более низкими. Промышленность платила больше. Сейчас размер перекрестного субсидирования составляет порядка 250 млрд руб.", - сообщил ТАСС Николай Подгузов. Он уточнил, что на 2018-2020 годы МЭР предлагает тарифы в электроэнергетике для промышленности на уровне 3%, для населения - 5%. "Мы этими маленькими ступеньками пытаемся тариф делать выше", - сказал Подгузов. При этом совокупный коммунальный платеж для населения не превысит 4%, отметил замминистра.

В МЭР напомнили, что "основные принципы определения тарифов естественных монополий в прогнозе - это ориентация на долгосрочное регулирование и ограничение роста тарифов уровнем инфляции. "Главный целевой индикатор для нас в прогнозе и в нашей политике тарифообразования - это предельный уровень совокупного платежа населения, рост которого не должен превысить 4%. Над отдельными тарифами в ближайшие месяцы продолжим работу", - пообещали в ведомстве Максима Орешкина.

Удержать цены на электроэнергию в РФ в пределах инфляции в 2017-2020 годах вряд ли удастся, считают специалисты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). По их мнению, для промышленных потребителей стоимость электроэнергии будет расти темпами в 6,4% ежегодно. Цены будут опережать инфляцию даже при ужесточении тарифного регулирования, следует из прогноза.

"Заявление МЭР относится к динамике сетевых тарифов, а не цен на электроэнергию в целом, - пояснила "НГ" руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. - Цены на электроэнергию для промышленности складываются из сетевых тарифов, регулируемых тарифами, и свободных рыночных цен в генерации. Наш прогноз исходит из того, что сетевые тарифы действительно будут удерживаться в рамках инфляции, но итоговые цены на электроэнергию для промышленности все равно обгонят инфляцию из-за вклада специальных тарифов для новых станций (повышенные тарифы для новых станций обеспечивают их окупаемость).

Цены для населения полностью регулируются тарифами (специальные тарифы для новых станций не включаются в цены для населения), но мы ожидаем, что цены для населения также будут опережать инфляцию, так как будет проводиться политика по ликвидации перекрестного субсидирования (цены на электроэнергию в России до сих пор субсидируются промышленными потребителями). Кстати, после девальвации рубля цены на электроэнергию в России вновь стали одними из самых низких в мире", - сообщила Порохова.

В пресс-службе Минэнерго "НГ" пояснили, что стратегией развития электросетевого комплекса объем перекрестного субсидирования в 2012 году оценивался на уровне 220 млрд руб., при этом ставилась задача по его снижению к 2022 году до оптимального уровня, равного величине субсидирования наименее обеспеченных домохозяйств (около 45-50 млрд руб. в ценах 2012 года для примерно 30% домохозяйств.

"В то время как АКРА прогнозирует рост сбыта электроэнергии на 0,1% в год, системный оператор ЕЭС рапортует, что потребление электроэнергии в РФ только в первом квартале выросло уже на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. И это при том, что население сокращает свои расходы, а правительство отметило серьезное увеличение стоимости электроэнергии за первый квартал этого года. Все это свидетельствует о том, что ситуация не отличается прозрачностью и проанализировать ее очень непросто, - сказал "НГ" первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

В среднесрочной программе социально-экономического развития России до 2025 года, подготовленной в близком бизнес-омбудсмену Борису Титову Институте экономики роста, предлагается изменить парадигму: ресурсные монополии не должны быть центрами прибыли, а поставщиками услуг для населения и сектора переработки. Тут предлагают, в частности, провести оценку эффективности существующей практики ценообразования и готовы предложить план по изменению (включая снижение) тарифов, начиная с 2019 года. В качестве первого шага Борис Титов предлагает заморозить тарифы на два года.

"Причины роста цен на электроэнергию не понимает подчас и само правительство, - говорит Андриевский. - Цены растут неравномерно по регионам, высокая цена часто связана с отсутствием возможности получить относительно дешевую электроэнергию от ГЭС и АЭС, а также с высокой долей "вынужденной генерации", которая необходима для стабильной работы энергосистем. Страна большая, регионы имеют различные электростанции и схемы подключения к электрическим сетям, согласовать всю систему, оптимизировать и отладить ее - это та задача, которая до сих пор не решена. По некоторым расчетам, мы теряем до 40% электроэнергии. Не говоря уже о том, что введенные мощности могут оказываться невостребованными из-за низкого роста энергопотребления, связанного с падением реальных доходов населения".

"Снижение темпов роста экономики и низкая покупательская способность сказываются на объеме доходов энергетиков. Поэтому государство ищет варианты компенсировать низкую наполняемость бюджета либо через введение новых налогов, либо через тарифы естественных монополий, - сказал "НГ" доцент Российского экономического университета имени Г. Плеханова Александр Тимофеев. - Сразу поднимать на 5% для бедных и малоимущих - это много. Скорее всего индексация будет не более 3%".

С таким оптимизмом не согласен замгендиректора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев: "Возможности государства по сдерживанию тарифов и цен на электроэнергию в ближайшие годы будут достаточно ограниченными, не в последнюю очередь благодаря продолжению порочной практики действия ДПМ (договоры на предоставление мощности). К старым договорам добавляются новые - АЭС, возобновляемые источники энергии, электростанции при мусоросжигательных заводах".

Уже упоминавшаяся программа Института экономического роста также призывает отказаться от включения в тариф инвестиционной составляющей. Инвестиции должны финансироваться по проектному принципу за счет коммерческого или государственного финансирования, - считают предприниматели.

Независимая газета, 25 апреля 2017 года