Публикации

Второй шанс

Маневровым локомотивам подарят еще одну отсрочку

Российский Минтранс опубликовал на портале правительственной информации regulation.gov.ru. проект приказа о внесении изменений в регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава".

Ведомство предлагает Евразийской экономической комиссии (ЕЭС) еще раз отложить вступление в силу этого документа в части маневровых локомотивов.

Технический регламент Таможенного союза (ТС), вступивший в силу в августе 2014 года, предполагал полный запрет продления срока службы маневровых локомотивов без их модернизации. Модернизация должна быть подтверждена соответствующим знаком ТС. Документ предполагал переходные положения, и в России владельцы локомотивов получили отсрочку на два года. До этого продлевать срок службы можно было, сделав капитальный ремонт, что обходилось гораздо дешевле.

Тем не менее в середине 2016 года коллегия ЕЭК решила отложить запрет еще на год - до 2 августа 2017 года, а сейчас Минтранс намерен предложить отсрочить этот срок уже во второй раз.

"До 2 августа 2018 года допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза маневровых локомотивов, модернизируемых с продлением срока службы, выпускаемых в обращение для использования на железнодорожных путях необщего пользования, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке)", - говорится в проекте постановления Минтранса об изменении регламента Таможенного союза.

Как пояснили "Гудку" в ОАО "РЖД", решение о продлении срока эксплуатации вызвано тем, что пока промышленные компании, в парке которых на подъездных путях и находятся маневровые локомотивы, не готовы массово обновлять этот вид тяги.

"В случае такого запрета мы может потерять до 40% погрузки, поскольку на станции формирования нечем будет подвозить вагоны с путей необщего пользования, - говорят в компании. - Ранее был введен аналогичный запрет по грузовым вагонам, но к этому решению рынок шел десять лет, создав значительные современные вагоностроительные мощности. А сейчас большинство предприятий, особенно небольших, не могут закупать маневровые локомотивы в нужных количествах".

На 1 августа 2016 года на подъездных путях промышленных предприятий эксплуатируются 3,3 тыс. маневровых локомотивов. По данным Минпромторга, почти две тысячи из них имели сроки эксплуатации свыше норматива. В 2016 году произведено всего 149 штук, что на 12,4% меньше, чем в 2015 году.

Вице-президент некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники (НП "ОПЖТ")" Антон Зубихин полагает, что новое откладывание регламента Таможенного союза вредно для отрасли.

"Мы ожидаем, что уже в мае этого года правительством будет утверждено постановление о субсидировании покупки нового маневрового локомотива в размере 7 млн руб. за единицу, - говорит Антон Зубихин. - Это серьезная поддержка для покупателей. И она принята как раз с тем расчетом, что в августе все-таки вступит в силу регламент Таможенного союза. Если его снова отложат, то поддержка не будет использована, и на следующий год Минфин ее просто не предоставит".

Руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Георгий Зобов полагает, что вопрос с маневровыми локомотивами нужно решить кардинально, а именно вывести его из регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава".

"Есть локомотивы, которые выходят на магистральную сеть, а есть большое количество тех, которые на нее никогда не выходят, - указывает эксперт. - К первым нужно отдельно сформулировать минимальные требования по безопасности, а ко вторым это и не нужно. Однако вопрос об исключении этого вида тяги из-под действия регламента нужно будет решать на самом высоком уровне Евразийского экономического союза".

В мае 2017 года постановление, подготовленное Минтрансом, должно будет одобрить российское правительство, а затем его вынесут на обсуждение Евразийской экономической комиссии, куда входят представители пяти государств Таможенного союза. Решение должно быть принято единогласно.

Гудок-1520, 24 апреля 2017 года