Публикации - Железнодорожный транспорт

Рынок лизинга железнодорожного транспорта достиг дна

Комментарий главного эксперта-аналитика отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игоря Скока в материале Российской газеты по вопросу состояния и перспективах рынка лизинга подвижного состава.

"В 2015 году сегмент лизинга подвижного состава достиг своего абсолютного минимума за последние несколько лет, - отметил Игорь Скок. - Общая стоимость договоров финансового лизинга, заключенных организациями, осуществляющими деятельность в сфере финансового лизинга подвижного состава, в прошлом году составила 49,9 миллиарда рублей, что почти в 7 раз меньше, чем в 2014 году". Можно сказать, что рынок лизинга уже достиг своего дна, и в ближайшей перспективе ожидается его восстановление, уверен эксперт.

При этом запрет продления срока службы грузовых вагонов и сокращение профицита парка будут только способствовать этому, добавил он.

По данным ИПЕМ, сегодня средний возраст парка локомотивов частных компаний составляет 29,8 года. При этом основу парка (93,3 процента) составляют маневровые тепловозы.

Всего на рынке предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) представлены свыше 2000 компаний, при этом основу (96,9 процента) составляют компании, владеющие "парком" от 1 до 10 локомотивов.

С августа 2017 года вступает в силу запрет продления срока службы локомотивов без проведения дорогостоящей модернизации. По словам Игоря Скока, с учетом того, что цена нового маневрового локомотива варьируется от 30 до 90 миллионов рублей в зависимости от комплектации и технических характеристик, многие предприятия не смогут себе позволить прямую закупку нового тягового подвижного состава. "Выходом в подобных условиях может стать использование инструмента лизинга, - считает эксперт. - Небольшие предприятия не обременены необходимостью ежегодного обновления парка, а значит, финансовая нагрузка на приобретение локомотивов будет "размазана" по годам и снизит стоимость первоначальных инвестиций".

А вот РЖД лизинговые схемы применять невыгодно из-за возможных рисков. "С учетом того, что конечная стоимость локомотивов, приобретенных в лизинг, будет выше стоимости прямой закупки примерно в полтора раза, возрастет нагрузка на бюджет компании. Активное применение лизинговой схемы без соответствующей государственной поддержки в течение продолжительного периода времени приведет к существенному сокращению инвестиционных возможностей РЖД", - пояснил Игорь Скок.

По данным ИПЕМ, в этом году инвестпрограмма железных дорог предусматривает закупку 507 локомотивов на сумму 69,2 миллиарда рублей, в том числе 116 грузовых электровозов постоянного тока, 98 грузовых электровозов переменного тока и 128 грузовых тепловозов.

Скок также обратил внимание, что сегодня в сфере производства и эксплуатации тягового подвижного состава отсутствуют программы господдержки приобретения локомотивов в лизинг. Также отсутствует практика регулярного и массового приобретения тягового подвижного состава в лизинг как со стороны самой компании РЖД, так и со стороны частных владельцев тягового подвижного состава.

Полный текст материала доступен по ссылке.

4 августа, 2016 года