Новости ИПЕМ - Машиностроение

О состоянии тягового подвижного состава в России

Текущий парк локомотивов на сети ОАО «РЖД» характеризуется значительной степенью износа и требует «омоложения». Так, на сегодняшний день около 9,8 тыс. локомотивов (46,2% парка) находятся за пределами срока службы, их возраст составляет более 30 лет. Ещё около 6,5 тыс. локомотивов, срок службы которых истекает в ближайшие 10 лет, находятся в возрастном диапазоне от 21 до 30 лет. При этом доля новых локомотивов в возрасте до 5 лет составляет только 13,5%, или 2,9 тыс. ед.

Мировой экономический кризис и последовавшее за ним снижение погрузки и грузооборота временно снизили потребность ОАО «РЖД» в новых локомотивах. В 2014 году в связи с сокращением инвестиционной программы ОАО «РЖД» закупка локомотивов компанией сократилась на 21,7% (с 803 единиц до 629 единиц). В 2015 году плановый объём закупки тягового подвижного состава составит 497 ед., что на 21,0% меньше, чем в 2014 г. При этом сокращение закупок в 2014 г. в основном затронуло сегмент грузовых тепловозов (снижение закупок на 46,2%) и маневровых тепловозов (снижение на 46,8%). В 2015 году в основном будет затронут сегмент грузовых электровозов переменного тока: снижение составит 60,6%).

Помимо ОАО «РЖД», владеющего порядка 21,2 тыс. локомотивов, значительное влияние на рынок производства тягового подвижного состава (в большей степени на сегмент производства маневровых тепловозов) могут оказывать предприятия промышленного железнодорожного транспорта, имеющие в своём распоряжении около 6 тыс. локомотивов, обладающих высокой степенью износа на уровне 90%. Локомотивостроительным предприятиям для замещения старого парка целесообразно с учетом экономической привлекательности наладить производство бюджетных локомотивов.

Уже в ближайшие 3-5 лет ожидается очередной виток роста грузовых перевозок, а также реализация на сети железных дорог ряда мероприятий по совершенствованию перевозочного процесса (в том числе, развитие портов юга, запада страны и Дальнего Востока, расшивка «узких мест» и реализация тяжеловесного движения). Все это повлечёт за собой рост потребности в новом высокоэффективном тяговом подвижном составе. Всего в период 2015-2017 гг. ожидается приобретение порядка 1500 новых локомотивов при общей потребности в 1950 локомотивов за данный период.

Стимулировать закупки локомотивов может применение механизма лизинга. Однако использование такого инструмента помимо явных преимуществ в виде отсутствия необходимости немедленного внесения платежей влечёт за собой значительные риски в виде дополнительной нагрузки на бюджет компании в будущем. Данный механизм эффективен в том случае, если компании-лизингополучателю удаётся сохранить объёмы выполняемой работы и обеспечить приток финансовых средств в бюджет. Так, по расчётам ИПЕМ, трёхлетняя программа господдержки приобретения локомотивов в лизинг в виде компенсации 90% лизинговой ставки позволит обеспечить бюджетную эффективность в размере 256,6% для консолидированного бюджета и 231,8% для федерального бюджета.

 Игорь Скок, главный эксперт-аналитик отдела
исследований транспортного машиностроения ИПЕМ

1 июля 2015 года