Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Экспертное мнение: О спросе на лизинг подвижного состава

Рынок лизинга подвижного состава зависит от спроса на подвижной состав, который, в свою очередь, зависит от состояния рынка грузовых железнодорожных перевозок. К сожалению, рынок железнодорожных перевозок уже несколько лет стагнирует. Так, в 2014 году погрузка на сети РЖД сократилась на 0,8%, а в январе 2015 года погрузка выросла на 0,3% (но по некоторым грузам снижение достигло -26%).

В 2014 году, несмотря на все негативные тренды, падение объема производства грузовых вагонов составило только 10% (54,5 тыс. ваг. по отношению к 60,1 тыс. ваг.). Данное сокращение могло быть более существенным, но меры, применяемые вагоностроителями (продажа вагонов кэптивным операторам) и Правительством, помогли сохранить персонал и объем заказов.

В конце 2014 года было принято Постановление Правительства №1223, которое направленно на поддержку производства инновационного подвижного состава. В Постановление 1223 был расширен перечень подпадающих под субсидирование инновационных вагонов (добавлены двухэтажные пассажирские вагоны и грузовые вагоны для перевозки автомобилей), сохранен объем финансирования в 2015 году – 2,22 млрд рублей, а в 2016 - 2,22 млрд руб. Однако теперь получателями субсидий могут выступать напрямую покупатели подвижного состава.

Учитывая нестабильную геополитическую и экономическую обстановку в России и мире, в настоящее время проблематично прогнозировать состояние рынка грузовых перевозок даже на 1 полугодие 2015 года. В то же время существующие тренды развития страны не предвещают улучшения ситуации на рынке перевозок, операторы вагонов уже заявляют о «жесткой экономии средств и сокращении капитальных инвестиций».

В заключение следует отметить, что введенные против России экономические санкции ограничили финансовые возможности покупателей подвижного состава по привлечению «длинных» иностранных денег. Соответственно, 2015 год будет сложным для лизинговых компаний, и маловероятно, что выгодные условия лизинга позволят привлечь достаточное количество дополнительных клиентов.

 

 Александр Поликарпов, заместитель руководителя

Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

3 февраля 2015 года