Новости ИПЕМ - Машиностроение

Экспертное мнение: Результаты продажи ОАО "Желдорреммаш"

На аукционе, состоявшемся 1 ноября 2012 года компания ОАО «РЖД» продала 75% минус 2 акции своей локомотиворемонтной «дочки» ОАО «Желдорреммаш» за 7,915 млрд рублей при стартовой цене в 7,900 млрд рублей. Победителем аукциона признано ООО «ТМХ-Сервис», сервисное подразделение ЗАО «Трансмашхолдинг», специализирующееся на проведении технического обслуживания и ремонта магистральных и маневровых тепловозов, а также магистральных электровозов. В качестве конкурента «ТМХ-Сервис» выступал Людиновский тепловозостроительный завод, входящий в холдинг «Синара – транспортные машины».

В чём ценность этого приобретения для «ТМХ» и что в принципе собой представляет «Желдорреммаш»?

ОАО «Желдорреммаш» - это ремонтный комплекс, включающий в себя 10 крупных локомотиворемонтных предприятий, расположенных вблизи от основных транспортных коридоров и выполняющих ремонт и модернизацию локомотивов с продлением срока службы, а также инжиниринговый центр, расположенный в городе Ярославль и занимающийся разработкой и внедрением инновационных проектов в области локомотиворемонта.

С учётом того, что на территории России всего расположено 16 локомотиворемонтных предприятий (из которых три – Брянский машиностроительный, Коломенский и Новочеркасский электровозостроительный заводы, занимающиеся в том числе ремонтом локомотивов, принадлежат покупателю «ЖДРМ» – «Трансмашхолдингу»), «Желдорреммаш» занимает доминирующее положение на рынке локомотиворемонта. На его долю приходится около 78% заказов, 12% принадлежат депо локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», 10% - частным локомотивным предприятиям России.

При этом спрос на рынке практически полностью определяется потребностями ОАО «РЖД», чей инвентарный парк составляет 19 987 локомотивов, или 65,5% от инвентарного парка России. В частности, в 2011 году выручка «Желдорреммаша» составила 31,3 млрд рублей, из которых 28,2 млрд рублей (92%) составила доля заказа «РЖД». Чистая прибыль компании составила 170 млн рублей.

Помимо ремонта тягового подвижного состава компания осуществляет сотрудничество с группой «Синара» и компанией «Siemens AG» в рамках проекта по локализации на территории России электропоездов «Ласточка» (Desiro).

Таким образом, приобретая «ЖДРМ», «ТМХ» получает в своё распоряжение, во-первых, разветвлённую сеть ремонтных предприятий, во-вторых, возможность обслуживать локомотивы крупного заказчика в лице ОАО «РЖД», чей инвентарный парк характеризуется высокой степенью износа (степень износа электровозов составила порядка 70%, тепловозов – 81%) и требует регулярного проведения технического обслуживания, ремонта и модернизации.

С другой стороны, по условиям конкурса, «ТМХ-Сервис» будет обязан в течение пяти лет после покупки обслуживать локомотивы ОАО «РЖД», а по истечении данного срока сможет выкупить пакет акций, оставшийся у «РЖД».

В заключение можно сказать, что данное приобретение значительно усилит позиции «ТМХ» на российском рынке. Являясь одним из крупнейших производителей железнодорожной техники, «Трансмашхолдинг» получит возможность проводить обслуживание и ремонт своей продукции на собственных мощностях, фактически заняв доминирующее положение и на рынке услуг по локомотиворемонту.

Игорь Скок, эксперт-аналитик отдела транспортного машиностроения ИПЕМ

9 ноября 2012 года