Новости ИПЕМ - Железнодорожный транспорт

Невозвратные билеты на поезда дальнего следования: в чем выгода для пассажира и перевозчика?

4 апреля, 2018

3 апреля Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении закон, по которому устанавливаются специальные тарифы на невозвратные железнодорожные билеты. Закон вступит в силу 1 января 2019 года. Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян представил экспертную оценку возможностей, которые даст введение продажи таких билетов как пассажиру, так и перевозчику.

Прежде всего стоит сказать о том, что невозвратный билет абсолютно невозвратным все-таки не является, в определенных частных случаях, перечисленных в законе, вернуть такой билет можно. Также важно отметить, что инструмент невозвратных тарифов будет применяться только в нерегулируемом сегменте - билетов в вагоны купе, люкс и СВ. Регулируемого сегмента (билетов в плацкарт и общие вагоны) его внедрение не коснется.

В целом, невозвратные билеты, как правило, являются более доступными по цене. Снижение стоимости такого билета достигается за счет возможности не учитывать в цене билета риск убытков, так или иначе возникающих в случае возврата.

С точки зрения развития конкуренции между видами транспорта предоставление железнодорожным перевозчикам права устанавливать невозвратные тарифы в нерегулируемом сегменте позволит в определенной степени выровнять условия конкуренции с авиационным транспортом, так как авиаторы получили право продавать такие билеты еще в 2014 году. При этом на авиатранспорте применяется достаточно гибкий подход при формировании разницы в цене между возвратными и невозвратными билетами. Она может составлять и 5%, а может доходить до 30% и выше, при этом за возврат или изменение даты вылета по возвратным билетам взимаются существенные штрафы, которые могут доходить до 50% стоимости билета.

Однако эффект от внедрения таких билетов при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании в реальности может оказаться гораздо меньше ожидаемого. Безусловно, возможность не учитывать риск возврата при формировании стоимости билета может привести к некоторому снижению цен, но с высокой вероятностью доля риска возврата в структуре стоимости билета весьма невелика.

Так, доля возвращенных билетов в среднем по сети не превышает 10%. Выплаты перевозчика пассажирам за возвращенные билеты составляют около 5-6 млрд руб. в год, тогда как размер удержанного перевозчиком сбора за возврат не превышает 10-15% от суммы выплат. Однако, не стоит забывать о том, что определенная доля возвращенных билетов продается повторно (особенно это касается билетов, возвращенных в пиковые сезоны перевозок и билетов на перевозку по особо пассажиронапряженным направлениям).

Таким образом, с учетом перечисленных факторов, по предварительным оценкам ИПЕМ, себестоимость невозвратных железнодорожных билетов в купе, люкс и СВ для перевозчика может быть на 4% ниже, чем цена возвратных. Исходя из этой выгоды и будет определяться цена возвратных и невозвратных билетов для пассажиров. В результате, если цены на возвратные билеты повышаться не будут, то возможная экономия для пассажира при покупке невозвратного в купе, люкс или СВ не превысит 4%.

Юрий Саакян,
генеральный директор ИПЕМ
 

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Также по теме: