Новости ИПЕМ - Машиностроение

Стратегия экспорта железнодорожного машиностроения России

7 июня 2017 года

По итогам состоявшегося в ноябре 2016 года заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт». Согласно документу, летом 2017 года должны быть разработаны отраслевые экспортные стратегии по ключевым отраслям промышленности. По заказу АО «Российский экспортный центр» и Минпромторга России Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) разработал проект Стратегии развития экспорта железнодорожного машиностроения.

Документ направлен на обеспечение условий устойчивого роста экспорта российской промышленной продукции, что связано с необходимостью компенсации спада внутреннего спроса. В таких же условиях находились производители и многих других стран мира: возможности внутреннего рынка были исчерпаны и акцент с целью дальнейшего развития производства делался уже на зарубежные поставки, активную поддержку которым всегда оказывало государство.

Системной проблемой экспорта железнодорожного машиностроения является невостребованность российской продукции на внешних рынках в силу уникальных условий и высокой барьерной среды. Мировой рынок отличается высокой конкуренцией со стороны исторических лидеров (Alstom, Bombardier, Siemens) и новых игроков (CRRC), высокими техническими требованиями к продукции, широким распространением проектов «под ключ», необходимостью адаптации техники под каждый рынок и заказчика, а также обязательным требованием обеспечения финансирования поставок по низким кредитным ставкам. В то же время системная поддержка экспорта позволит существенно увеличить объем налоговых поступлений: так, в случае реализации проекта Стратегии, объем поступлений в консолидированный бюджет к 2020 году может вырасти по сравнению с 2016 годом на 21% до 4,5 млрд рублей, к 2025 году – на 129% до 8,5 млрд рублей.

По оценкам ИПЕМ, для достижения целевых индикаторов проекта Стратегии объем государственной поддержки экспорта по первостепенным мерам (финансирование покупателя и экспортера, поддержка создания конкурентоспособной продукции, субсидирование страховых и гарантийных обязательств, развития сервиса, локализации производства и др.) в 2017-2025 годах должен составить 3-4 млрд рублей ежегодно, при этом его доля в объеме экспорта будет снижаться: от 12,3% в 2017 году к 6% в 2025 году. При наличии соответствующей поддержки объем экспорта российской продукции железнодорожного машиностроения к 2020 году вырастет на 44% до 630 млн долл. США (35,4 млрд рублей), к 2025 году – на 172% до 1,19 млрд долл. США (66,9 млрд рублей).

Целевыми рынками сбыта продукции железнодорожного машиностроения в проекте Стратегии указаны регионы СНГ, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Океании. В то же время эксперты ИПЕМ отмечают неконкурентоспособность российской продукции на рынках Западной Европы и Северной Америки, что связано с исторически сильными позициями зарубежных производителей, а также высокими барьерами входа на рынок.

(увеличить изображение)

•  Презентация проекта Стратегии развития экспорта железнодорожного машиностроения России (pdf), июнь 2017 года

•  "Центробежная сила: производители подвижного состава ищут возможности за рубежом" РБК+ Железнодорожный транспорт, 7 июня 2017 года